В памяти друзей Александр Татарский остался очень веселым человеком

 

 "Факты"

Между собой друзья называли Александра Татарского гением розыгрыша. Поэтому, получив известие о его смерти, многие подумали, что он в очередной раз решил всех разыграть. Ведь известному мультипликатору, автору знаменитых мультфильмов "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег" и "Следствие ведут Колобки" было всего 56 лет...

"Отец Саши писал для Юрия Никулина цирковые репризы"
Александр Татарский умер во сне - ночью у него случился обширный инфаркт. На его похороны в Москву, где режиссер-мультипликатор жил и работал последние лет тридцать, съехались друзья со всего мира - США, Израиля... И, конечно, из Киева, где Александр Михайлович родился и начинал свою трудовую деятельность. В Киеве, собравшись в Доме кино, его помянули и на девятый день.

- Я говорил с Сашей по телефону за два дня до его смерти, - вспоминает режиссер-мультипликатор Давид Черкасский. - Ничто не предвещало беды. В сентябре он собирался приехать в Киев на очередной Международный фестиваль анимационного кино "Крок". Говорили о работе, о семье. А в конце он вдруг очень расстроенно сообщил, что его любимого котика по кличке Фуфель загрызли собаки. Саша подобрал котенка где-то, тот был слабеньким, фактически инвалид. Саша выходил его... И тут такое. "Я так страдал, что у меня даже сердечный приступ был", - сказал мне тогда Саша. Такой был наш последний разговор. Конечно, не думаю, что котик стал причиной Сашиной смерти. Саша много работал, о здоровье особо не думал... Был очень добрый. Животных любил - одного котика, кстати, назвал Давидом. Потом мне даже показывал его паспорт.

- В честь вас?

- Наверное (улыбается).

- В одном из интервью Александр Татарский сказал, что вы для него - живой Бог...

- Я помню Сашу с 12 лет. В то время я уже был взрослый дядечка. Сашу привел к нам на студию "Киевнаучфильм" его отец - он работал у нас сценаристом, а до того писал цирковые репризы для Юрия Никулина. Саша проводил на студии целые дни...

- Веселый он был парень?

- О-о-чень! Дружил с Игорем Ковалевым (известный режиссер анимационного кино. - Авт.). Они такие розыгрыши устраивали! Например, уборщица наводит на студии порядок. Заносит мешок, складывает в него всякий мусор. Потом выходит в соседнюю комнату. А они... залезают в этот мешок. И когда она возвращается, вдруг из него выскакивают - как болванчики из шкатулки! Бедная женщина в обмороке, а они смеются!

А как арбузы "продавали"! Это надо было видеть. Звонят, например, директору студии и чуть не плачут: мол, привезли человеку машину арбузов, но дорогу найти не могут! Тот им объясняет, как добраться. А они "играют" под деревенских парней, которые не понимают, где именно они сейчас находятся, и тем более - куда двигаться дальше. Директор объясняет, изо всех сил стараясь: "Видите перед собой памятник Щорсу?" А ему в трубку: "Кто такой Щорс?" "Да перед вами же!" - не выдерживает директор. И, устав объяснять, соглашается принять эти арбузы, хоть они ему даром не нужны...

- Виделись вы давно?

- Прошлым летом. Я был у Саши в гостях на недостроенной даче в Подмосковье. И даже борщ ему варил - красивый и очень вкусный! Мы ели шашлыки, отдыхали. Он строил грандиозные планы: собирался закончить дом, хотел в нем сделать мультипликационную студию, огромный зал для гостей, бильярдную. Планировал снимать новые фильмы...

В одном из последних своих интервью Александр Татарский рассказывал, как получил Гран-при за "Пластилиновую ворону". На фестиваль, куда этот мультик повез какой-то чиновник, автора даже не пригласили. Да и о том, что лента будет участвовать в фестивале, Татарскому никто не сказал. О награде он узнал совершенно случайно. "Лежал, развалившись, на тещиной кровати (она уехала в командировку), - вспоминал в интервью Александр Татарский. - Смотрел выпуск новостей по телевизору. Диктор объявила о завершении фестиваля, и я стал прикидывать, кто победил. Предполагал, что Давид Черкасский - его фильм тоже был в конкурсной программе. И вдруг диктор говорит мне: "Ни хрена! "Пластилиновая ворона!" В первые доли секунды я подумал, что подвох, кто-то разыгрывает меня... А затем из положения лежа сделал переднее сальто на кровати. Позднее много раз пытался повторить кульбит: сломал энное количество кроватей, поменял несколько тещ - ничего не получалось".

"Татарский мог есть квашеную капусту... с шоколадом, а салями... с вареньем"
- Очень скоро этот мультфильм стал хитом, - говорит близкий друг Александра Татарского режиссер анимационного кино Игорь Ковалев, приезжавший в Москву на похороны из Лос-Анджелеса, где сейчас живет. На несколько дней он заехал и в Киев.

- Александр Татарский был богатым человеком?

- Совершенно нет. Чтобы строить дачу, сдавал в аренду свою московскую квартиру. А сам с семьей в это время жил в теплушке для рабочих.

- Говорят, однако, что дача задумывалась огромная и роскошная...

- Да. Это был проект "Диснейленда" Сашиной мечты. Одна комната в виде перевернутой лодки, в другой - детская железная дорога... Честно говоря, не представляю человека, который купил бы такой дом. Но Саша так его видел. Никакой роскоши. Саша обожал парадоксы, непредсказуемость во всем. Он сам был парадоксален. К примеру, спокойно мог есть квашеную капусту... с шоколадом, а салями... с вареньем.

- Правда, что вас с ним в юности называли "сиамскими близнецами"?

- Да, именно так. Мы познакомились с ним, можно сказать, в одной... постели. В 1971 году я пришел на студию, и нас тут же отправили в совхоз на уборку урожая. Селили, как правило, в хаты по двое. Мы пришли к бабке, а она говорит: "Хлопцч, звиняйте, в мене тчльки одна койка". Вот так на этой койке мы проговорили всю ночь. Оказалось, оба до безумия любим цирк, анимацию. Так мы сошлись в интересах и вскоре сделали свою "подпольную" студию. А в свободное от работы время устраивали сумасшедшие вечеринки, придумывали всякие розыгрыши. Их было так много, вы себе даже не представляете!

Вот один. В юности Саша любил одну девушку. Ее звали Наташа. Так получилось, что они расстались. Точнее, потерялись. И вот кто-то ему сказал, что она живет по такому-то адресу. Это был год, наверное, 1972-й или 1973-й. Как-то после очередной гулянки около двух часов ночи мы возвращались домой. И Саша вдруг говорит: "Она где-то здесь живет, в этом районе". Была зима - январь или февраль. Холодно безу-у-мно! Мы подошли к дому. "Это здесь. На первом этаже. Вот ее окна. Только я не помню номера квартиры, - говорит Саша. - Игорь, надо что-то придумать!" Я говорю: "Подожди!" А рядом свалка была. Я туда. Увидел люстру, старую, разбитую. Раздеваюсь до пояса. Беру эту люстру, захожу в подъезд и звоню в квартиру, где, по всей видимости, должна жить эта самая Наташа.

Два часа ночи! За дверью старческий голос. Открывают через пять минут, на пороге пожилой мужчина: "Кто вы? Что вам надо?" "Я ваш сосед, - говорю. - Что вы там гупаете, что это вы устраиваете ночью гулянки?! Смотрите, у меня люстра упала!" Он говорит: "Какие гулянки? Какая люстра?" "Эта! - показываю. - Я ваш сосед снизу!" А они ведь жили... на первом этаже! Мужчина ничего не понимает: "Вы с ума сошли! У нас никто не танцует!" А я ему: "Мужчина, я вам не верю!" "Да зайди убедись!" - кричит тот. Я прохожу в комнату. В ней спит ребенок в кроватке. Я нахально иду в другую. Вижу: девушка. "Вы Наташа?" - "Да". - "Помните Сашу Татарского?" - "Да. А что?" - "Он вас ждет на улице - посмотрите в окно"...

Вот так весело мы жили.

"Живя в Москве уже почти 30 лет, Александр продолжал болеть за киевское "Динамо"
Примерно год назад у Александра Татарского родился сын - Миша. Когда мультипликатор обзванивал друзей и сообщал радостную новость, многие из них опять-таки были уверены: разыгрывает!

- У Саши это был третий брак, - рассказывает наставник и друг Татарского режиссер-мультипликатор Евгений Сивоконь. - От второго у него 16-летний сын Илья. Когда мы с Давидом Черкасским в прошлом году были у Саши в гостях на его недостроенной даче, он показывал комнату для старшего сына, где запланировал железную дорогу, паровозик. А потом вдруг задумался и говорит: "Господи, ведь Илье-то уже 16. Какой там паровозик!" С рождением Миши у Саши будто второе дыхание открылось...

- Правда, что Александр Татарский коллекционировал детские игрушки?

- Да. Одних только дедов-морозов у него штук сорок было. В душе он оставался ребенком. Особенно Сашу привлекали довоенные игрушки, да всякие старые радиоприемники, швейные машинки... Еще одна страсть была у Саши - старые автомобили: "Победы", "Волги", "Москвичи". Он их коллекционировал.

- А ездил на чем?

- У него хороший внедорожник был - со съемным рулем. Саша стольких друзей этим рулем разыграл! Представьте: едет с ним в машине приятель, расслабился. А Саша как бы между прочим спрашивает: "Порулить хочешь?" Снимает руль и ему протягивает. Пассажир в шоке! А через секунду руль возвращался на место.

- В одном из последних интервью, рассказывая о киевских красотах, Александр Татарский сказал: "Есть в Киеве феноменальное местечко потрясающей красоты. И там кладбище, где я хотел бы быть похоронен"...

- Мистика! Саша действительно оставался киевлянином до конца своих дней. В Москве была работа, но когда что-то не ладилось, он говорил: "Вот брошу все, вернусь в Киев!" Прожив в Москве около 30 лет, он до конца дней своих оставался болельщиком киевского "Динамо". А когда переехал в Москву, все вздыхал, что там нет его любимой кабачковой икры в жестяных банках. Он обожал эту икру и докторскую колбасу. Потом, конечно, привык к Москве, к ее ритму жизни. Дом его, кстати, был облицован булыжником с Красной площади! "Там трубы какие-то меняли, а я проезжал мимо, - объяснял мне Саша. - И эти камни выкопали из земли. Я спросил: "Нужны вам? Если нет, я у вас куплю". И мне их продали".

- Александр Татарский первый придумал делать мультяшных героев из пластилина?

- Нет. Но так, как делал он, не умел никто. Кстати, еще до "Пластилиновой вороны" он придумал заставку к передаче "Спокойной ночи, малыши", которая прожила на телевидении около тридцати лет. Помните, под песенку "Спят усталые игрушки..." "переливаются" одно в другое: карусель, жираф, качающийся на подушках... Эта заставка-"долгожитель" достойна Книги рекордов Гиннесса!

В Москве Александр Татарский основал ставшую известной мультипликационную студию "Пилот". Лауреат Государственной премии России и престижной кинопремии "Ника", он придумал Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздали. А последние годы с упоением занимался 52-серийным проектом "Гора самоцветов" - под его руководством снимались мультфильмы по мотивам сказок народов мира.

В памяти друзей Александр Татарский остался очень веселым человеком.



Jewish News, 09.08.2007 11-21, 13.8.2007 г.